Строительство и ремонт

Команда архитекторов предложила свои решения здания на месте снесенного музея ВОВ

К зданию, которое предлагает построить Dana Holdings на Октябрьской площади, много претензий. Команда архитекторов студии LEVEL80 architects разработала альтернативу «умеренной эклектике», предложенной сербскими проектировщиками. Их главная цель — убедить власти города и застройщика пересмотреть проект и еще раз пройти архитектурный совет. Кирилл Скорынин, руководитель студии поделился с REALTY.TUT.BY результатами работы.

— То, что предлагает Dana — это издевательство над городом, — убежден основатель студии LEVEL80 Кирилл Скорынин. — Все обсуждают этот проект, возмущаются, кто-то делает «фотожабы». Но это, к сожалению, никак не влияет на уже принятое решение. Мои коллеги по студии и я решили проявить инициативу и предложить городу и минчанам реальные варианты застройки Октябрьской площади. То есть не просто покритиковать, но и предложить альтернативу. Мы хотим показать, как должна выглядеть современная архитектура. Мы за свой счет, после рабочего дня и в выходные разрабатывали новые варианты.

Проект застройщика Dana Holdings. Изображение: Антон Девятов

Главная же наша задача — создать конструктивное обсуждение застройки площади, чтобы застройщик переделал свой проект и еще раз прошел архитектурный совет. И мы это все затеяли не для того, чтобы поучаствовать в реализации, а для того, чтобы вызвать общественный резонанс и чтобы Dana Holdings изменила свои планы.

Октябрьская площадь — это одна из главных площадей города, его центр. Это лицо Минска, место, которое попадает на открытки. Каждое здание на ней и рядом с ней играет свою особенную роль в композиции всего проспекта Независимости.

— Еще в советские времена рассматривалось несколько сценариев развития площади, — рассказывает Кирилл Скорынин. — Изначально здесь планировали поставить высотку по типу здания МГУ в Москве — отказались. Потом построили в центре памятник Сталину — взорвали. Вместо Дворца республики предлагались другие здания, но выбрали именно этот проект, который и стал доминантой площади.

Первым на Октябрьской появился Дворец профсоюзов, потом в 1966 году построили музей ВОВ по проекту архитекторов Георгия Заборского и Георгия Бенедиктова. Проспект застраивался в то же время, поэтому все делалось системно и пропорционально. Не могу сказать, что здание музея мне особо нравилось, но оно было сомасштабно среде.

Изображения: podvigminsk.info

На площади всегда хотели построить что-нибудь высотное. Например, архитектор Виктор Краморенко предложил построить там 35-этажное стеклянное здание. К счастью, его проект не приняли.

Потом появился инвестор, который предложил построить комплекс зданий с офисным центром, гостиницей и башней. Первым построили бизнес-центр (там теперь центральный офис «Велком»). По плану строительства второй очереди снесли музей, но инвестор по каким-то причинам отказался вести строительство. На площади появилась брешь.

Изображения: podvigminsk.info

— И вот в нее пытаются теперь впихнуть этот бизнес-центр, — говорит Кирилл Скорынин. — Рендер, который предоставил застройщик, не дает точного представления о высоте спроектированного здания, но мы посчитали и пришли к выводу, что оно огромное, забивает своим масштабом дворец профсоюзов. И это плохо. На мой взгляд, здание которое там может быть построено по высоте должно быть соразмерным соседним зданиям и домами напротив через площадь по улице Энгельса. Доминантой же площади должен оставаться Дворец Республики.

Изображения: podvigminsk.info

Возможно, перед проектированием архитекторам было дано непрофессиональное вводное — «скрестить» Дворец профсоюзов и здание «Велком». Но эти вещи не скрещивается, «умеренная эклектика» — это очень плохо. Это как пытаться соединить трамвай с гоночным болидом. В итоге получился некий архитектурный трансгендер.

Мы против имитации классики. Сейчас нужно заниматься современной архитектурой и делать это с умом.

Разработку наших проектов мы начали с анализа, что может поместиться на предполагаемом месте застройки. Мы изучили, какие здание есть вокруг. Из доступных источников информации узнали, какие технико-экономические показатели заложены в предоставленный застройщиком проект, и при разработке своего проекта ориентировались на эти цифры.

Мы предположили, какой функциональный состав может быть у этих зданий. Например, два нижних подземных уровня — парковка. По нашим расчетам там можно поместить двухэтажный паркинг на 100 машиномест. На первом и втором уровне могут располагаться торговые места и объекты общественного питания. Выше — офисные здания. На последнем уровне можно расположить ресторан с выходом на террасу.

Изображения: podvigminsk.info

Концепт 1

Первый вариант предполагает здание, состоящее из двух объемов с диагональным «прострелом» на еще один символ Минска — Оперный театр. Он же является и проходом на Зыбицкую. Первая часть здания, которая выходит фасадами на площадь, по высоте точно такая же, как и стоявший на его месте музей. Вторая часть — выше на один этаж.

Изображения: podvigminsk.info

У зданий строгий консервативный фасад с немного советскими пропорциями. Его пропорции внешне схожи одновременно с фасадом музея, который находился на этом месте, а так же зданием Белтелеком на противоположной стороне площади. Но в диагональном разрезе он весь стеклянный, современный.

Изображения: podvigminsk.info

Мы создали нейтральную оболочку снаружи, которая контрастирует с современным стеклянным фасадом внутри объема, выходящим на торговую улицу.

Изображения: podvigminsk.info

При создании «консервативного» варианта фасадного решения поставили перед собой цель максимально вписать новый объем в ткань площади и проспекта.
Для этого выявили характерный для проспекта и для снесенного музея ритм фасада, пропорции и приемы. Так как здание музея было транзитным от сталинского ампира к советскому модернизму мы решили продолжить это направление. Сделать современное строгое и минималистское здание из современных материалов, но в характере окружающей застройки.

Мы ни в коем случае не предлагаем отстроить заново снесенный фасад, или сделать какую-то аляповатую подделку под классику. Это новое здание и современный фасад, который тем не менее отдает дань уважения своему предшественнику и продолжает рассказывать его историю.

Концепт 2

Второй вариант менее строгий, но так же основан на правильных пропорциях. Пропорция и отделка здания гармонично вписывают его в сложившуюся архитектурную среду. На первый взгляд хаотичное расположение окон подчиняется сложному алгоритму и придает ему уникальность.

Изображения: podvigminsk.info

В этом варианте фасадного решения мы решили отказаться от всяких полумер и показать, что современная архитектура может органично вписываться в сложившуюся застройку, но при этом быть смелой.

Работа на контрасте — это частый прием при работе в исторической застройке. Главное чтобы новое здание не брало на себя слишком много, не пробовало стать новой доминантой. Пропорция и отделка здания гармонично вписывают его в сложившуюся архитектурную среду. Но историю рассказывать оно может свою собственную.

Изображения: podvigminsk.info

Концепт 3

У этого варианта совершенно иное пространственное решение. Тут мы позволили себе максимальную свободу при этом не забывая про наш регламент. Контур здания стал сложным. Фасад, выходящий на площадь — переменной высоты. Высокая часть соразмерна зданию Velcom, а низкая — Дворцу Профсоюзов. Уклон кровли — аналогичный уклону кровли дворца профсоюзов.

Изображения: podvigminsk.info

За основу фасадной пластики этого варианта взята тема вертикалей Дворца Республики и музея ВОВ. Уже присутствующая на площади тема прочтена на современный манер. Так же она подчеркивает объемное решение фасада.

Изображения: podvigminsk.info

Обратите внимание — вся Октябрьская площадь состоит из вертикалей: ярко выраженные колонны дворцов республики и профсоюзов, бизнес-центр «Велком» — в клеточку. Это все мы тоже учли, поэтому спроектированные нами варианты «дружат» и с «Велкомом», и с Дворцом профсоюзов. И при этом мы это сделали без искусственной историчности.

Изображения: podvigminsk.info

На сайте с презентацией этих проектов есть рекомендации для застройщика Dana Holdings: «Если не можешь проектировать сам — обратитесь к архитекторам. Кроме нас есть и другие хорошие архитекторы, которые способны сделать как надо: студии Воробьева, Школьникова, Тельцова. Они уже сделали много хорошего для города, сделают это и еще раз».

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Отечественные смеси не хуже импортных
Все последние годы наблюдается рост применения на стройках сухих строительных смесей. Причин этого несколько. Мы учимся считать деньги, поэтому все чаще строителей не устраивает ситуация, когда из-за нескольких ведер раствора на площадку привозят его целую машину, чтобы потом остатки закопать в землю, или когда раствор приходит в конце смены и приходится либо выбрасывать его, либо платить рабочим за выход сверхурочно. Мы учимся ценить качество, а оно невозможно без точного соблюдения рецептуры, которую не способны обеспечить непосредственно на...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7