Строительство и ремонт

"Практика — слабое звено профобразования": где учат строителей и почему у нас "не как у немцев"

Строительные организации часто сетуют на отсутствие нормальных специалистов — и это при том, что строителей на рынке труда предостаточно. До сих пор многие убеждены, что строителей учат в ПТУ, оттуда и такие «кадры». Но ПТУ давно не существуют, вместо них — лицеи и колледжи. Учат ли там по-другому? Ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский говорит: система обучения другая, и «в отдельных элементах напоминает немецкую».

Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования. Фото: ripo.unibel.by

— Специалистов по рабочим профессиям на базе 9 или 11 классов учат в профессиональных лицеях. Выпускнику присваивают одну-две-три смежные профессии. Например обучающийся по строительному профилю может получить профессию "штукатур-маляр".

Колледжи — это учреждения среднего специального образования, более высокий уровень. Они обеспечивают подготовку рабочих высокой квалификации и специалистов среднего звена. Например, техника-программиста, техника-электроника. Подготовка квалифицированных рабочих со средним специальным образованием — это сравнительно новая образовательная программа. Например, специальности «мехатроника» 10 лет. И она востребована на предприятиях: современные автоматизированные системы нужно обслуживать, настраивать, ремонтировать. Очень много теперь в рабочих профессиях интеллектуальной составляющей. Между выпускником ПТУ советского периода и специалистом после окончания профессионального лицея или колледжа — кардинальная разница.

WorldSkills Minsk 2018. Фото: worldskills.by

Недавно прошел III Республиканский конкурс профессионального мастерства WorldSkills. В нем участвовало более 300 учащихся профлицеев, колледжей и вузов, молодых рабочих до 22 лет. Подобные конкурсы позволяют определить, какие требования у производств к специалистам, каких новых профессий не хватает.

Новая профессия — монтажник каркасно-обшивных конструкций сухого строительства

Например, с этого года будем готовить монтажников каркасно-обшивных конструкций сухого строительства — совместно с компанией «Кнауф». В их компетенции — все работы, связанные с гипсокартоном (ГКЛ). Это совершенно новая профессия, которой не было ранее.

Кстати, те, кто осваивает новые профессии, становятся высокооплачиваемыми и востребованными специалистами. И WorldSkills это подтвердил: участникам конкурса работодатели делали конкретные предложения о трудоустройстве.

Белорусская команда на чемпионате WorldSkills в Абу-Даби (ОАЭ) заняла 16 место в общекомандном рейтинге.
Фото: worldskills.by

С 2015 год мы участвуем и в Мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills International — его еще называют «Олимпиадой для рабочих рук». Это очень престижные соревнования среди молодых профессионалов из более чем 70 стран. Чемпионат проходит раз в два года, и следующий принимает Казань. На него отправим победителей национального чемпионата.

— У белорусской системы профобразования свой путь или мы все же ориентируемся на зарубежный опыт?

— Мировым драйвером инженерного и исследовательского развития многих технологий и инноваций является Германия. Например, у них уже запущен пилотный проект «Индустрия 4.0» — безлюдное производство. Так или иначе к этому придут и другие страны. И чтобы эти новшества не с опозданием к нам приходили, мы адаптируем лучший опыт зарубежных стран. На базе наиболее передовых по качеству подготовки кадров лицеев и колледжей мы создаем ресурсные центры, оснащенные современным оборудованием. Например, в индустриально-педагогическом колледже реализуется проект обучающего центра с применением сварочных роботов.

Завод «Белджи». Фото: Павел Мурашко, tut.by.

Пока слабое звено профобразования — прохождение практики на предприятиях в подобных современных условиях. В строительной отрасли не так и много инновационных предприятий, многие до сих пор штукатурку вручную наносят, хотя уже давно есть более эффективный машинный способ. Но переход к современным методам работы — это вопрос времени.

— И все же как построена практическая часть обучения?

— Если брать профлицеи, то практика построена в три этапа. Первый этап — это изучение отдельных операций в условиях мастерских. Если это сварщик, то сначала на тренажере, подключенном к компьютеру: он отрабатывает, как держать руку, скорость движения, угол наклона. Все отклонения видны на экране.

Второй этап практики — тоже в мастерских, но уже в реальной сварочной кабине, с разными видами сварочных аппаратов. Обучающийся обретает навыки, учится делать нужного вида швы.

Третий этап — это производственная полугодовая практика. Вот здесь чаще всего и возникают проблемы. Предприятия, которые заинтересованы в получении хорошего специалиста, выделяют ему опытного мастера, допускают к современному оборудованию. Тем более что на практику приходят совсем не «нулевые», а обладающие базовыми навыками ребята.

Другие работодатели могут просто поставить практиканта на низкоквалифицированные работы — переносить цемент, например. В итоге, когда потом наш ученик приходит к ним устраиваться на работу, можно услышать, что «вы его не научили». Но мы же должны совместно его учить. Нужно ответственно подходить к заключительному этапу образования.

Так, например, делают немцы по своей дуальной системой образования. В Германии компании с первого курса берут учеников по договору, направляют его на теоретическое обучение в колледж-партнер, финансируют эту подготовку, несут затраты на практическое обучение. И это частные предприятия. К третьему году обучения они уже окупают свои затраты, потому что обучающийся за три года всех практик на предприятии выполняет все виды работ как полноценный работник и приносит прибыль предприятию, зарабатывая при этом сам. К тому же государство предоставляет льготы по выплате налогов с его зарплаты.

— А наши учащиеся получают зарплату во время практики?

— Конечно. По закону учащийся последнего года обучения, который пришел на практику, за выполняемые работы получает зарплату. Эти деньги переводятся в учебное заведение. Лицей или колледж выплачивает их студенту. Стоит отметить, что эти выплаты не облагаются налогами, предприятие не несет затрат. Но я уверен, что предприятия, особенно частной формы собственности, об этом не знают. Хотя частному предприятию выгодно брать на практику стажеров.

В учебной мастерской каменных работ УО «Минский государственный профессиональный лицей № 5 транспортного строительства». Фото: keramin.by

— Возможна ли у нас дуальная система образования, как в Германии?

— В чистом виде она невозможна, так как она предполагает кроме практики еще и софинансирование. Наши предприятия не могут взять на себя обязательства финансировать эту подготовку. Но в отдельных элементах дуальная система у нас работает еще со времен Советского Союза — второй этап практического обучения в сферах машиностроения и строительства можно проводить в условиях производства. Никто этому не мешает. При этом вся нагрузка, в отличие от Германии, лежит на государственном бюджете. Но даже эту возможность наши предприятия не используют, они решают свои задачи здесь и сейчас. А для устойчивого положения на рынке нужно вкладывать в квалификацию персонала.

Если такие частные компании, как «Хенкель», «Мав», «Кнауф» и другие, понимают это, то они поддерживают наши лицеи и колледжи расходными материалами, берут на стажировку мастеров, в мастерские передают самое новое оборудование. Отмечу и поставщиков сантехнического профиля: они оборудуют целые классы. Эту поддержку они считают инвестициями.

— Сейчас в стране набирает популярность каркасное домостроение. Готовятся ли специалисты по каркасным технологиям?

— Появление новой технологии еще не значит, что должна появиться новая специальность. Самым популярным материалом для строительства каркасного дома является дерево, что позволяет не использовать специальную строительную технику и построить дом силами 2−3 человек. Технология не нова, для строительства нужны плотник или столяр, которые выполняют довольно сложные работы и умеют работать с современным оборудованием. Таких специалистов мы готовим, и во время обучения они получают знания и навыки, позволяющие участвовать в производстве каркасных домов.

Фото: worldskills.by

— От руководителей строительных организаций узнал, что у нас в стране не обучают кровельщиков — учат только битумные кровли на многоэтажках заливать. А специалистов по черепице, металлу с дипломом нет. Все ли так?

— Да, такая проблема есть. Сейчас мы активно работаем с компанией «Технониколь», глобальным поставщиком кровельных материалов. Вы правы, что технологии кровельных работ убежали далеко вперед, и просто заливать битумом плоские кровли или же укладывать шифер на скатные — это прошлый век. Но хочу обратить внимание, что эффективность нашей работы в системе образования зависит от сильного партнера. Если его нет, то содержание подготовки правильно не выстроишь. Нужно понимать, какие конкретно функции должен выполнять специалист. Наша задача — научить тому, что ждут от специалиста на рынке. Для этого нам нужно обучить своих мастеров. Вот проявил инициативу «Технониколь» — будем работать. Такое сотрудничество выгодно всем. Системе профобразования — престиж заведений, компаниям — компетентные специалисты, специалистам — хорошо оплачиваемая работа.

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Тонкости заказа металлоконструкций и прочие нюансы
<p>Металлоконструкции промышленного назначения являются наиболее популярным материалом для различных зданий и сооружений, в качестве опор для различных агрегатов и станков. Наиболее сложное в таком процессе, как изготовление строительных металлоконструкций – проектные мероприятия, так как с ними связанны сложные расчеты. Но у многих производителей, работающих в этой области на протяжении длительного времени, уже имеются готовые типовые проекты, так что этот пункт можно и не брать во внимание. Таким образом, осуществляя заказ металлоконстр...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
38%
Нет, но хочу построить
50%
Нет
13%
Всего голосов: 8